Жюль Верн - путешественник в будущее
В 1994 году литературный мир потрясла сенсация: внук Жюля Верна обнаружил неизвестный роман своего деда — "Париж в XX веке". Книга написана ещё в 1863 году, но была отвергнута редактором за... "крайний пессимизм". И французские газеты запестрели заголовками: "Верн — пророк!", "Верн предсказал многие открытия!"
Действительно, в этой книге что ни страница, то прозрение. Откуда, например, мог знать Верн, что в ХХ веке изобретут компьютер? Вот как он описывает его в своем романе: "Это инструмент, чем-то напоминающий небольшое пианино. Вы нажимаете на клавиши и тотчас получаете данные любого характера, производите различные операции и расчеты". Или ксерокс: "Машина снимает копии с писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам".
Конечно, скептик может возразить: Жюль Верн просто фантазировал и выдавал желаемое за возможное в далеком будущем. Да, он фантазировал, но как близко к нашей реальности! Еще, например: "фотографический япарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в пять тысяч лье". В этом описании вы легко узнаете современный факс.
Да что там факс! В своих книгах Верн описал многие будущие открытия. Это и телефонная связь, которой суждено опутать планету ("для того чтобы связаться с Америкой из Европы, потребуются считанные секунды"), и музыкальные концерты, когда "200 пианино соединены между собой электрическим током, что дает возможность музыканту одновременно играть на всех инструментах", и световая реклама на фасадах и крышах домов. К этому можно добавить и телевидение — "устройство, способное перемещать в пространстве изображение предметов". Писатель предсказал даже появление казни на электрическом стуле: "Головы преступникам уже не отсекают на гильотине, смертников будут поражать мощным электроразрядом".
Некоторые из вас наверняка скажут: "Верн прочитал море научной литературы, где, пусть и в "эмбриональном" виде, упоминались многие великие открытия. Он просто талантливо описал то, что придумали другие". Да, Верн каждый день прочитывал огромное количество научных журналов, где в том или ином виде упоминались невероятные новшества гипотезы, которые впоследствии находили себе место в романах писателя. Но как тогда объяснить факт, что человек, не имеющий специального образования, смог описать изобретения, до которых не додумались многие ученые умы?
Когда в 1870 году Верн писал о "Наутилусе" ("20 тысяч лье под водой"), реальные подводные лодки строились во многих странах мира, однако писатель предложил лодку нового типа. В чем была проблема? Подводная лодка подобна пустому ореху. Нужно делать корпус толстым, чтобы он был прочнее. Но тогда лодка будет тяжелой и не сможет всплыть! "Нормальное" техническое противоречие: корпус должен быть толстым, чтобы давление воды не сломало лодку, и должен быть тонким, чтобы лодка могла плавать. Верн с этим противоречием справился не хуже специалиста, владеющего всеми приемами решения изобретательских задач. "Наутилус" имеет два корпуса — внутренний и внешний. Оба корпуса соединены между собой металлическими балками. Эти балки и придают судну необычайную крепость — "Наутилус" обладает таким же запасом прочности, как если бы он был весь литой! Еще одно изобретение Верна — газоразрядные светильники, которые освещали каюты на "Наутилусе". Сегодня мы называем их неоновыми лампами, они есть почти в каждой квартире. А в 1870 года лампы подобного типа не были еще запатентованы. Патент на изобретение флюоресцентных ламп был выдан лишь в 1838 году, и это изобретение было включено в число важнейших, сделанных в XX столетии! По идее, патент нужно было выдать Верну, но, к сожалению, за фантастические изобретения, даже самые гениальные, патентов и авторских свидетельств не выдают.
Принадлежит писателю и идея воздушного шара (1863 год, роман "Пять недель на воздушном шаре"), наполненного легким газом, например водородом, с баллоном и кабиной для экипажа, снабженного температурным регулятором (калорифером), 4 расположенным внутри баллона и изменяющим температуру газа, что обеспечивает изменение подъемной силы воздушного шара. Как писал сам автор: "Дело не в том, чтобы управлять воздушным шаром, а в том, чтобы заставить его подниматься и опускаться без затраты газа: ведь газ-то, если можно так выразиться, его сила, кровь, душа... Мой способ, основанный на расширении и сжатии газа, как видите, исключает надобность и в громоздких крыльях, и в механических двигателях. Калорифер, с помощью которого я изменяю температуру, и горелка для его нагревания не представляют никаких неудобств и мало весят".
Так кто же он — Жюль Верн? Писатель, скрупулезно собиравший научные факты, смелые идеи своих современников, провидец или великий изобретатель?
Исследователь феноменов Сергей Демкин по этому поводу пишет: "Предвижу возражение скептиков: "человек из будущего" — это невозможно. Но, собственно говоря, почему? Ведь речь идет не о перемещении во времени его физического тела, а о переселении души из будущего в настоящее, то есть о "регрессивной реинкарнации". Ведь если время не властно над этой энергетической сущностью, о чем свидетельствует перенесение душ из прошлого, то она вполне может двигаться по шкале времени и в обратном направлении"
Подготовила Лариса Чайка"Интересная Газета", "A+", №4(103), 2002 год
Оцифровка текста: Марк СтафейчукCopyright © anomaly.pp.ua При полном или частичном копировании материала ссылка на источник обязательна.
Источник: http://anomaly.pp.ua/viewtopic.php?f=59&t=796