Сьогодні: 24 жовтня 2017, 01:18




Відповісти  [ 2 повідомлень ] 
 Эволюционные основы поведения животных и человека 
Автор Повідомлення
Искатель
Аватар користувача

З нами з: 23 травня 2009, 23:33
Повідомлень: 643
Звідки: Ukraine
Повідомлення Эволюционные основы поведения животных и человека
История вопроса

О природе агрессии сказано немало. Одна из основополагающих монографий на эту тему написана знаменитым этологом Конрадом Лоренцом и вышла в русском переводе под примечательным названием «Агрессия — так называемое зло». Параллельно с ростом интереса к агрессии некоторые ученые (в частности, один из основоположников этологии Нико Тинберген, получивший вместе с Лоренцом Нобелевскую премию) еще полвека назад пришли к выводу о необходимости использовать этологические подходы для изучения причин не только вражды, но и мира у животных и человека. В то время в этологии не было описания мира — того, что мы сейчас называем феноменом примирения. Мир представлялся как отсутствие агрессии. По словам Тинбергена, этологам предстояло написать книгу о мире (подобную той, что уже была написана о войне), в которой были бы представлены естественные механизмы мира и их эволюционная составляющая.
Около 30 лет назад начались систематические исследования, которые позволяли подойти с научной точки зрения к феномену примирения и миролюбия. В качестве объекта были выбраны приматы. Исследования вели как в неволе, так и в естественной среде обитания. Их инициатором стал голландский приматолог Франц де Ваал (ныне работающий в США), один из крупнейших в мире специалистов по проблемам мира у приматов и человека. Он предложил рассматривать миролюбие как естественное поведение у социальных видов животных наравне с агрессией. Этот тезис в последние годы неоднократно получал подтверждение. Сегодня уже можно смело говорить, что не только агрессия, но и миролюбие имеет под собой биологические основы.
Позже выяснилось, что этологические подходы, использованные де Ваалом с коллегами для изучения миролюбия у приматов, пригодны и для анализа поведения человека (особенно детей в коллективах). Но поскольку человечество представлено разными, заметно отличающимися культурами, чтобы показать универсальную природу механизмов примирения, понадобились широкомасштабные кросс-культурные исследования по единой программе, позволяющие вычленить в поведении общечеловеческие свойства и одновременно оценить культурную специфику моделей примирения. Этим проектом мы и занялись в 1990-е годы вместе с коллегами из Германии, Италии, США, Швеции, Японии. По итогам его выполнения ныне можно говорить о формировании «науки о мире» — нового научного направления, которое стремительно развивается силами антропологов, генетиков, физиологов, этологов.

Мир как преодоление конфликтов

В семантике английского языка мир — это отсутствие враждебности, иными словами, смысл понятия основан на отрицании, т. е. по сути негативен. Для китайца же мир — это гармония и равновесие, т. е. понятие скорее позитивное. А вот дети из разных стран мира оценивают мир сходным образом. Для них мир — это прежде всего хорошие отношения со сверстниками.
Мне хотелось бы подробнее осветить механизмы контроля социальной напряженности. Я полагаю, они во многом сходны у приматов и человека. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, рассмотрим структуру примирения у детей и обезьян. А затем остановимся на базовых способах регуляции конфликтов у человека, которые, с моей точки зрения, имеют универсальные основы.
Сегодня ни у одного серьезного исследователя нет сомнений, что наши предки, как и большинство современных приматов, вели групповой образ жизни. То, что они были общественными животными, и послужило главной предпосылкой к развитию человека как существа интеллектуального (в первую очередь речь о социальном, «макиавеллиевском» интеллекте). Групповой образ жизни связан прежде всего с необходимостью постоянно преодолевать социальные конфликты. Если мы живем в социуме, то постоянно контактируем друг с другом. Социум таит в себе не только положительные составляющие, но и немало негативного. Однако именно общественный образ жизни, похоже, и стал одним из ведущих факторов успешного выживания и распространения человека по планете.

Как менялось понимание агрессии

Естественно предположить, что в ходе эволюции человека эволюционировали и природные механизмы регуляции социальной напряженности (как мы увидим, универсальные), иными словами, отрабатывались законы и нормы поведения, в соответствии с которыми разрешались конфликтные ситуации.
В истории изучения агрессии был период, когда классические этологи настаивали на инстинктивной природе агрессии и на том, что возникает она под действием внутреннего побуждения, так что ее невозможно полностью устранить в человеческом обществе. По этому поводу с этологами постоянно дискутировали и психологи, и антропологи (последних у нас прежде считали этнографами, а ныне называют социальными антропологами). Они настаивали на том, что агрессия — феномен социальный и постигается при обучении, что некоторые общества могут существовать без агрессии (примеры — бушмены, тасадеи, хадза).( Об обычаях некоторых из этих племен см., например: Бутовская М.Л., Бутовский Р.О. Жизнь в африканском буше/ Экология и жизнь, 2010, № 3, с. 86-91; Современные охотники-собиратели/ Экология и жизнь, 2010, № 5, с. 72-77. — Прим. ред.) Ныне же большинство специалистов полагают, что для проявления агрессии важны как генетические факторы, так и условия воспитания.
Существование особых механизмов регуляции конфликтов у приматов, ведущих общественный образ жизни, предположил в 1970-х годах все тот же де Ваал, изучавший колонию шимпанзе в Арнемском зоопарке (Нидерланды). Как известно, шимпанзе — наши ближайшие родственники (98,5% генов у нас общие). У шимпанзе — сложная социальная структура. Исследователей, например, немало удивило, что после стычек бывшие противники не избегали друг друга, как это следовало бы из теории Лоренца, а наоборот, активно стремились к контактам друг с другом. Это противоречило устоявшимся представлениям об агрессии и требовало объяснения. И тут идея об эволюционных основах примирения нашла свое место. Де Ваал с коллегами показали, что восстановление добрых отношений между бывшими противниками снижает стресс у обеих сторон. Позже даже возникло предположение о том, что и человеческая речь возникла как производное от таких контактов в силу усложнения социальной структуры и необходимости одновременно поддерживать дружественные контакты со многими индивидами. Этологам стало ясно, что между агрессией и дружественными контактами после нее есть связь.
Здесь нужно подчеркнуть различие между единичным социальным контактом и долгосрочными отношениями. Если социальные существа поддерживают стабильный многолетний контакт, понятно, что они важны друг для друга и для выживания каждой особи. Поэтому в 1990-х годах была предложена новая модель отношений. Агрессию стали рассматривать как следствие конфликта интересов особи, пары или группы, иными словами, индивидуальная модель агрессии уступила место социальной, объяснившей социальные корни конфликтного поведения. Она рассматривает социальных партнеров как своеобразный товар, обладающий разной ценностью, и позволяет делать некоторые предсказания о том, как будут разворачиваться события при конфликте и после него.
Ныне уже ясно, что вероятность агрессии повышается с ростом качества ресурсов и возможностей для конкуренции, с одной стороны, и ростом шансов на примирение после конфликта — с другой. Последнее обстоятельство долгое время не учитывалось специалистами за пределами этологического направления. Собственно, прежде одни исследователи изучали феномен агрессии, а другие — дружелюбия. Вместе их не анализировали до работ де Ваала с коллегами. И лишь с недавних пор феномены социального поведения стали рассматривать в комплексе. Такой подход оказался не просто плодотворным, он открыл исследователям глаза на многие до этого непонятные противоречия социальности. Изучив поведение приматов, этологи пришли к заключению о несостоятельности взглядов на агрессию как на нечто независимое, несовместимое с другими аспектами социальной жизни.

М.Л. БУТОВСКАЯ доктор исторических наук, профессор
http://nauka.izvestia.ru/analysis/article104056.html

_________________
Ну? С богом, что ли? Одеваем!

Suum cuique


10 листопада 2010, 14:21
Профіль WWW
Читач

З нами з: 02 травня 2017, 12:04
Повідомлень: 2
Повідомлення Re: Эволюционные основы поведения животных и человека
The content has been read here. It's a great match. For me as a reader. The content I read was very helpful to me.


02 травня 2017, 12:19
Профіль
Показувати повідомлення за:  Сортувати за  
Відповісти   [ 2 повідомлень ] 

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість


Ви не можете створювати нові теми у цьому форумі
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете додавати файли у цьому форумі

Вперед:  
 cron

При будь-якому використанні матеріалів сайту гіперпосилання на http://www.anomaly.pp.ua обов'язкове.

Зв'язок з адміністрацією сайту: admin[пошта]anomaly.pp.ua


Powered by phpBB © 2007 phpBB Group.

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов ufology-news.com